Заказать звонок
Отправляя свои данные, вы даёте согласие на обработку персональных данных.
Menu

Соблюдение аудиторской тайны по законопроекту, опубликованному Минфином, не является обязанностью аудиторов

Share on vk
Поделиться
Share on odnoklassniki
Поделиться
Share on facebook
Поделиться
Share on telegram
Поделиться
Примерное время чтения: 2 мин

На сайте Министерства Финансов России был опубликован законопроект «О внесении изменений в ст. 82 НК РФ и ст. 9 ФЗ “Об аудиторской деятельности”». Разработчики данного законопроекта преследовали цель – снять ограничения на раскрытие информации, составляющей аудиторскую тайну, по требованиям налоговой инспекции.

В ст. 9 действующего ФЗ «Об аудиторской деятельности» указано, что сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, аудиторская организация или индивидуальный аудитор не вправе разглашать в пользу третьих лиц или же разглашать в пользу третьих лиц без предварительного письменного согласия Заказчика услуг. Естественно, исключения составляют случаи, предусмотренные этим ФЗ и другими ФЗ РФ.

Уточним, какие сведения и документы составляют аудиторскую тайну

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и/или составленные аудиторской организацией и ее сотрудниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В законопроекте, оубликованном Минфином, приведенное требование исключено. В нем предусмотрен следующий порядок взаимодействия: сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, полученные и/или составленные аудиторской организацией и ее сотрудниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании отдельных связанных с аудиторской деятельностью услуг передаются без предварительного письменного согласия Заказчика услуг, в налоговые органы РФ по их требованиям в порядке, установленном НК РФ.

К связанным с аудиторской деятельностью услугам в законопроекте отнесены только те услуги, при оказании которых аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут получать и/или составлять сведения и документы, имеющие непосредственное отношение и значение для налогообложения экономического субъекта:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование;
  • постановка, восстановление и ведение налогового учета;
  • составление налоговых расчетов и деклараций;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам;
  • представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • составление бизнес-планов.

Зачем налоговым органам доступ к указанным сведениям и документам?

Доступ к данной информации:

  • позволит усовершенствовать процедуры налогового администрирования;
  • даст возможность для использования дополнительных источников информации для выявления налоговых правонарушений;
  • поможет бороться с финансовыми махинациями и уклонением от налогов.

Помимо всего этого, законопроект направлен на выполнение рекомендаций Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по итогам I фазы обзора российского законодательства в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. Данный законопроект соответствует международным принципам и стандартам взаимодействия аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и налоговых органов.

Налоговые органы смогут исполнять свои обязательства по предоставлению сведений по запросам уполномоченных органов иностранных государств в тех случаях, которые предусмотрены международными договорами России.

Если данный законопроект не будет принят, Россия не выполнит рекомендации ОЭСР по предоставлению доступа к информации, составляющей аудиторскую тайну, в налоговых целях, что повлечет за собой сложности в процессе присоединения к ОЭСР.